24 августа 410 года готы ворвались в Рим через Саларийские ворота.

Современник падения Рима, писатель из Константинополя Созомен сообщил только, что Аларих взял Рим изменой. Более поздние писатели передают уже легенды.

Прокопий (середина VI века) привёл две версии событий. По одной из них Аларих подарил римским патрициям 300 доблестных юношей, выдав их за рабов, которые в условленный день перебили стражу и открыли ворота Рима. По другой версии ворота открыли рабы одной знатной женщины Пробы, которая «сжалилась над римлянами, погибавшими от голода и других бедствий: ибо они уже стали поедать друг друга».

Голод не стал следствием осады, которая не могла быть сколько-нибудь продолжительной. Бедствия жителей были вызваны нарушением подвоза продовольствия из Африки в течение предшествующего полугода. По словам Зосимы в Риме испытывали более жестокий голод, чем когда город был осажден готами в 408 году. Ещё до нападения Алариха некоторые римляне выражали протест и отчаяние криками: «Установите цену за человеческую плоть!»


Историки принимают точку зрения, что римские рабы впустили готов в город, хотя достоверные свидетельства о том, как именно это случилось, отсутствуют. Впервые за 8 веков Рим, крупнейший город разваливающейся Западной империи, подвергся разграблению.

Разорение города шло 2 полных дня и сопровождалось поджогами и избиением жителей. По словам Созомена Аларих приказал не трогать только храм апостола Св. Петра, где благодаря его просторным размерам нашло убежище множество жителей, впоследствии заселивших обезлюдевший Рим.

Исидор Севильский (писатель VII века) передаёт весьма смягчённый вариант падения Рима. В его изложении «дикость врагов [готов] была достаточно сдержанной» и «те, кто находился вне церквей, но просто взывал к имени Христа и святых, получили от готов пощаду». Исидор подтвердил уважение Алариха к святилищу Апостола Петра — вождь варваров приказал вернуть все ценности в храм, «сказав, что он воюет с римлянами, а не апостолами».

Готы не имели причин истреблять жителей, варваров интересовали прежде всего их богатства и продовольствие, которого в Риме не было. Одно из надёжных свидетельств, описывающих падение Рима, содержится в письме известного богослова Иеронима от 412 года к некой Принципии, пережившей вместе со знатной римской матроной Марцеллой налёт готов. Иероним так выразил потрясение от произошедшего:

«Голос застревает в моём горле, и пока я диктую, рыдания прерывают моё изложение. Город, который захватил весь мир, сам оказался захвачен; более того, голод предшествовал мечу, и только немногие из горожан уцелели, чтобы стать пленниками».

Иероним также поведал историю римской женщины Марцеллы. Когда воины ворвались в её дом, она указала на своё грубое платье и пыталась убедить их в том, что у неё нет спрятанных ценностей (Марцелла пожертвовала все богатства на благотворительность). Варвары не поверили и стали избивать пожилую женщину бичами и палками. Однако затем всё же отправили Марцеллу в базилику апостола Павла, где спустя несколько дней она скончалась.

Современник событий Сократ Схоластик сообщает о последствияx захвата города: «Взяли сам Рим и, опустошив его, многие из дивных его зданий сожгли, сокровища разграбили, нескольких сенаторов подвергли различным казням и умертвили».

На 3-й день готы покинули опустошённый голодом Рим.