Последний бой японского авианосца IJS "Дзюйкаку" в сражении у Мыса Энганьо

В июле «Дзуйкаку» находился на ремонте. 10 августа его перевели в 3-ю дивизию авианосцев (вместе с «Дзуйхо», «Читосе» и «Чийода»). В начале октября во время атаки американцев на Формозу неподготовленные авиагруппы были брошены в бой и почти полностью погибли. Поэтому после начала вторжения американцев на Филиппины в заливе Лейте японское командование решило использовать 3-ю дивизию, практически лишённую самолетов, в качестве приманки для отвлечения американского соединения быстроходных авианосцев. План японцев почти удался. Соединение-приманка, которым командовал Одзава, смогло увлечь в погоню за собой все современные американские авианосцы и линкоры (три оперативные группы, насчитывавшие 5 ударных и 5 лёгких авианосцев). Этой армаде 3-я дивизия могла противопоставить лишь 80 ис­требителей, 29 и 7 пикировщиков (всего 116 самолётов).

Японцы как обычно нанесли удар первыми и совместно с береговой авиацией смогли повредить авианосец «Принстон», который позднее затонул. На авианосцы вернулось только 29 самолётов. Большая часть японских палубных самолетов оказалась сбитой, а 15-20 машин совершили вынужденную посадку на остров Лусон. Утром 25 октября начались массированные атаки американской авиации. Первые самолеты вышли в атаку на японское соединение в 8-00. Основное противодействие американские пилоты испытывали от мощного зенитного огня -японские корабли открыли стрельбу фос­форными снарядами главного калибра ещё с дистанции 10 миль. Главной целью атаки был самый крупный авианосец — «Дзуйкаку». К тому же корабль оставался своеобразным символом японского флота — последний оставшийся участник атаки Перл-Харбора. Он получил попадание торпеды в генераторный отсек левого борта между средним и кормовым подъёмниками и три попадания бомб в полетную палубу слева от среднего подъёмника. Корабль получил крен 6° на левый, борт.

Вторая волна американских самолетов атаковала около 10 часов утра. «Дзуйкаку» получил новые повреждения от близких разрывов: вышли из строя рулевое управление (пришлось перейти на ручное) и средства связи, на полчаса корабль лишился хода. В этих условиях в 11 часов адмиралу Одзаве пришлось перейти на крейсер «Ойодо». Третья волна примерно из 200 самолетов появилась над японскими кораблями около 13.10. На авианосец вышли в атаку около 80 самолетов. В течение трёх минут он был поражён ещё шестью торпедами (1 не взорвалась) и четырьмя бомбами, не считая близких разрывов. Первая торпеда попала в середину левого борта, из-за чего затопило внешнее носовое машинное отделение. Затем почти одновременно в район надстройки попали четыре торпеды. Две поразили левый борт, две — правый. Три бомбы упали рядом за кормовым подъёмником, а последняя — у левой кормовой галереи 127-мм орудий. Ещё одна торпеда с левого борта попала в отсек главных рулевых машин.

Приказ покинуть корабль был дан в 13:58. В 14.14 «Дзуйкаку», экипаж которого несмотря на отсутствие пожаров и взрывов уже был не в силах справиться с поступающей в корпус водой, перевернулся через правый борт и затонул в 220 милях к ENE от мыса Энганьо (19°57’N 126°34’Е)[1]. В последнем сражении авианосцем командовал контр-адмирал Такэо Кайдзука, он и 842 членов экипажа погибли вместе с кораблём, 862 солдат и офицеров были спасены.