Цветочные войны

До прихода испанцев в 1519 году, ацтеки уже 65 лет, с 1454 года, участвовали в войнах. Эти войны получили название цветочных. Красивое и поэтичное имя таило за собой довольно жуткую реальность...

С 1450 по 1454 год ацтеки страдали от неурожая и суровой засухи, что привело к голоду и мору на Центрально-мексиканском плато. Жрецы в Теночтитлане сообщили, что боги очень разгневаны на империю, и для того, чтобы умилостивить их, необходимо принести в жертву множество людей и делать это нужно регулярно. Города Теночтитлан, Тескоко, Тласкала, Чолула и Уэхотцинго согласились принять участие в цветочной войне, целью которой был захват пленников для принесения их в жертву богам.

Цветочные войны отличались от типичных войн множеством аспектов. Участвуя в них, армии встречались в назначенный день в назначенном месте. Эти места становились священными и назывались cuauhtlalli или yaotlalli. Чтобы означить начало битвы, между армиями разжигали костры, в которые кидали благовонии и коноплю. Тактика этих сражений отличалась от тактики обыкновенных войн; в них не использовалось метальное оружие вовсе, схватка шла только в ближнем бою при помощи деревянных дубинок с обсидиановыми лезвиями. Такая тактика позволяла продемонстрировать индейцам свою способность биться что являлось важной частью цветочных войн.

Цветочные войны вовлекали меньшее количество воинов, чем обычные войны. Соотношение благородных людей среди учатсников цветочных войн было выше, чем в обычных. Это позволяло проводить сражения круглый год; из-за потребности в заготовке пищи, индейцы обычно воевали только с осени по зиму. Также, цветочные войны отличались тем, что с обеих сторон в них участвовало равное количество бойцов, что было продиктовано желанием индейцев продемонстрировать свою военную доблесть.

Обычно, на цветочных войнах погибало меньше людей, но затянувшаяся цветочная война могла становиться со временем по-настоящему смертоносной. Например, затянувшаяся цветочная война между ацтеками и чалками. При первых столкновениях было всего лишь несколько смертей с обоих сторон. По прошествии времени, захваченных пленников начали убивать, но благородные люди, как правило, получали свободу и возвращались домой. Однако, когда прошло ещё немного времени, благородных пленников также стали убивать наравне с рядовыми. Это привело к росту потерь на цветочных войнах как для ацтеков, так и для чалков.

Ацтеки считали смерть на цветочной войне более благородной нежели на обычной. Её они называли "цветочной смертью", "блаженной смертью" или "удачной смертью". Они полагали, что те, кто пал жертвами цветочных войн, возносятся на небеса, туда, где живёт верховный бог солнца, огня и войны Уицилопочтли. Вот такая "ацтекская Вальгалла".