Римская пентера

В состав римского флота входили многовесельные пентеры и триремы, вооруженные катапультами. Галеры (пентеры), построенные по образцу карфагенских кинкерем, имели около 70 м в длину и 8 м в ширину и могли брать 300 гребцов и 100 вооруженных воинов.

Римские пентеры были вооружены вороном Гая Дуилиуса. Этот Ворон сильно облегчал абордаж вражеского судна, представлял собой поворотную сходню с шарнирным устройством с одной стороны и острым “клювом” с другой. По форме римские пентеры напоминали рыб. На носу судна изображали их глаза, позднее в этих местах стали делать клюзы.

Весла были похожи на плавники, и в гибком веерообразном украшении на корме можно было узнать хвост. Суда имели одну мачту с прямым или латинским парусом на двух реях. Большие суда, кроме того имели фок-мачты и бизань-мачты. В 261 г. до н.э. карфагенская пентера потерпела крушение у берегов Северо-Восточной Сицилии, и римляне скопировали ее конструкцию, причем за несколько месяцев они построили сто шестьдесят судов.

Трудно управляемые, эти пентеры в первом же морском сражении стали жертвами мощных ударов карфагенских острых таранов. В 260 г. до н.э. во втором сражении у Милаццо, на северо-западе Мессинского пролива, римляне победили карфагенский флот, применив новую тактику: абордаж с помощью падающих мостиков на палубе.



Историки до сих пор спорят, что такое квинквиремы - суда с 5-ю рядами весел (что очень трудно представить) или что-то другое. В советском военно-морском словаре для юношества трактовка весьма оригинальная - 2-3 ряда весел на носу и 3-2 на корме, итого 5.