Гулльский инцидент

22 октября 1904 года в Северном море русская Тихоокеанская эскадра обстреляла английские рыболовные суда, потопив одно и серьезно повредив еще несколько. В истории этот случай остался как Гулльский инцидент.

С точки зрения Великобритании дело выглядело так: наткнувшись ночью на ведущие промысел траулеры, эскадра с перепугу обстреляла их, что привело к человеческим жертвам и потере судов. Россия данный факт признала, выплатив в качестве компенсации 65 тысяч фунтов стерлингов (колоссальная по тем временам сумма!). Однако в этом деле есть загадки, которые не разгаданы до сих пор.

Так, британские моряки утверждали, что в районе промысла и вокруг него военных кораблей чьей-либо принадлежности не было. Вместе с тем, за сутки до инцидента, транспорт «Камчатка», отставший от эскадры, был окружен неизвестными миноносцами, которые настойчиво запрашивали курс эскадры. Запросив позывные и получив неверный ответ, транспорт вынужден был огнем из 47-мм пушек отогнать миноносцы. Сообщение об этом ушло на флагманский броненосец «Суворов», поэтому эскадра начала готовиться к отражению минной атаки. В ночь на 22 октября эскадру несколько раз просили указать местонахождение, осветив себя прожекторами, якобы с «Камчатки». Но транспорт такой телеграммы не отправлял.

После столкновения на месте до утра оставался миноносец, который видели многие рыбаки. К их возмущению, «русские» даже не попытались оказать им помощь. Но дело в том, что русские миноносцы ушли вместе с эскадрой. Чей это был корабль? Ведь очень многие опытные моряки видели в ту ночь неизвестные миноносцы, а уж они могли даже в свете прожектора отличить военный корабль от траулера. Так, отчетливо видел миноносец будущий советский морской инженер В.П. Костенко (автор книги «На «Орле» в Цусиме»), а он разбирался в предмете досконально.

Англичане, кстати сказать, во время «разбора полётов» откровенно путались в показаниях. Сначала они обвинили русский миноносец в неоказании помощи, а узнав, что русские миноносцы вообще в ту ночь находились вдали от места обстрела, тут же придумали новую версию — что никакого миноносца рыбаки вовсе не видели. А видели они... транспорт «Камчатка».

Неофициальных версий произошедшего 22 октября 1904 года несколько:

Первая — это наиболее неприятная для Великобритании и тщательно отметаемая. Миноносцы были, они были японскими, но шпионили за эскадрой под британским флагом. Англия, кстати сказать, их и строила для Японии, а также обучала команды. Да и вообще на тот момент англосаксы были сторонниками поддержки японцев в их войне с Россией. Вполне могли разрешить использование своего флага.

Вторая версия — миноносцы были британские. В конце концов, «лаймиз» никогда не упускали возможности шпионажа за русской эскадрой на всем пути следования.

Третья версия — миноносцы были германские и оказались там совершенно случайно (Германия проявляла сочувствие России и помогала эскадре, поставляя уголь). Сейчас уже сложно выяснить, чьи были военные корабли, но можно уверенно сказать: они были. А несчастные рыбаки или случайно «попали под раздачу», или же были намеренно подставлены под удар.