Михаил Николаевич Ефимов - первый дипломированный авиатор в Российской империи.

Михаил родился 13 ноября 1881 года в Смоленской губернии, в крестьянской семье , но в 10-летнем возрасте семья Ефимовых перебирается в Одессу ( отец Михаила после демобилизации из армии смог устроиться в мастерские Русского общества пароходства и торговли). По тем меркам семья жила относительно хорошо.
Михаил, как и большинство одесских мальчишек увлекался велосипедным спортом.

После совершеннолетия Михаил смог поступить в Одесское железнодорожное техническое училище. Причем на престижную в то время специальность — электромеханик телеграфной связи. Окончив училище, он без проблем смог найти работу. А зарплата позволила вскоре приобрести мотоцикл «Пежо». По тем временам — техника крайне редкая и очень дорогая. Талант спортсмена быстро раскрылся и в 1908 году Михаил Ефимов стал чемпионом Российской Империи по мотогонкам.


В марте 1908 года в Одессе открылся аэроклуб ( До революции центром развития авиации в России были именно Одесса). Первым пилотом планера стал Михаил Ефимов. Полет, занявший лишь несколько секунд, состоялся над одесским ипподромом. А планер буксировал автомобиль.

В 1909 году Михаил отправился во Францию - передовую страну в сфере воздухоплавания , обучается у легендарного авиатора Анри Фармана. Ефимов вернулся на родину в конце декабря 1909 года и первым в Российской империи получил диплом летчика. А в марте он совершил показательный полет над Одесским ипподромом. Посмотреть на это собралось свыше ста тысяч человек.

Спустя несколько недель уже в Ницце Ефимов выигрывает международные соревнования. Ефимов одним из первых не только в России, но и в мире научился исполнять в воздухе сложные трюки, виражи и планирование с выключенным мотором. Мастерство пилота не осталось незамеченным. На него обратило внимание военное министерство. И вскоре Ефимов стал главным инструктором авиационной школы.

С началом Первой Мировой некоторое время пробыл на передовой в составе 32-го авиационного отряда. В его задачи входило совершение рейдов в тыл противника для фотографирования объектов и бомбометания. Но вскоре Михаила Никифоровича вновь вернули в авиационную школу. Руководство посчитало, что такой опытный человек должен обучать новобранцев.

После Февральской революции авиатор получил место в комитете гидроавиации. Михаил Никифорович вел активную агитационно-пропагандистскую работу среди матросов и летчиков. И весной 1918 года, когда белым удалось занять Крым, его арестовали. В тюрьме Ефимов провел почти год – до тех пор, пока полуостров не захватили большевики. Но ситуация была слишком шаткой, к Крыму стягивались армии белогвардейцев, и большевикам пришлось оставить занятые позиции.

В Красной армии бывший авиатор служил водителем автоколонны. Во время отступления, в районе Херсона, машины застряли. И чтобы они не достались врагу, их сожгли. Ефимов пешком добрался до родной Одессы. Но вскоре в город нагрянули белые. Михаила Никифоровича арестовали. Последовало разбирательство и суд. На заседании первый авиатор Российской империи был приговорен к высшей мере наказания. Белогвардейцы не стали учитывать заслуг летчика, для них он являлся предателем, который переметнулся на сторону большевиков. И вскоре Ефимов был казнен.