Казахская сабля

В течение многих столетий основным оружием кочевников степей территорий современного Казахстана была сaбля. Этот вид оружия появился на Востоке в VII-VIII веках, откуда распространился по Восточной Европе и Средней Азии. В Х веке сабля появилась и в Западной Европе. Прототипом этого оружия был клинок, с изогнутым концом заточенный с одной стороны. Лёгкая и прочная сабля оказалась идеальным оружием для конницы, и использовалась вплоть до начала ХХ века.
Сабли восточного и европейского производства отличаются формой эфеса. У восточной сабли рукоять с темляком и крестовиной с перекрестьем, у европейской – гарда. Попав в наши степи, сабля вошла в перечень пяти основных видов оружия казахских воинов «Бес кару».

Виды сабель
У казахов широко были распространены четыре виды сабли:
Алдаспан – сабля с расширенным клинком на конце. Такая форма усиливает удар. Длина сабли – 90-95 см. Носили саблю на плече. Ножны к ней не прилагались. Алдаспан был на вооружении тяжёлой конницы.
Наркескен – в переводе с казахского «разрубающий верблюда» – изогнутая арабская сабля «исфагани». За высокое качество это оружие очень ценилось. По традиции, наркескен непринято было передавать от одного батыра другому. Хранили его, как зеницу ока.
Сапы, шапы – сабля с длинным клинком, похожая на шашку, частично сменила кривые сабли в XIX веке.
***
Зульфикар с арабского означает бороздчатый – сабля с волнистыми разводами, копирует форму меча пророка Мухаммеда, захваченного им в битве при Бадре. Вооружались ею избранные воины, полководцы и ханы. Зульфикар состоял на вооружении в VII-XIX веках.
***
Экспорт вооружения
На территорию Казахстана сабли привозились из-за рубежа и считались дорогим оружием. Позже в Казахском ханстве было налажено собственное производство. Изготовленные казахскими оружейниками сабли имели прямой клинок, без утолщения на конце, простые рукояти из рогов животных.

Символ власти
Когда казахи провозглашали хана, его поднимали на белой кошме и вручали саблю с золотым набалдашником. Также, согласно положению хана Тауке, в XVII-XVIII веках равноправным членом казахского общества считался тот, кто имел это оружие. Существует легенда о сабле Амангельды Иманова. Однажды руководитель восстания 1916 года, поручил кузнецу, известному на весь Торгай, изготовить изогнутую саблю. Когда кузнец вынул нагретую саблю из печи и хотел остудить в воде, батыр взял в руки пылающий клинок и передал его 40 своим всадникам. Они встали против ветра и по очереди рассекали саблей воздух. Таким образом, они остудили оружие.