Цеппелин, Фердинанд (8 июля 1838-8 марта 1917) немецкий изобретатель

Как и многие представители немецких аристократических семей, граф Фердинанд Цеппелин избрал для себя военную карьеру. И до 1870 года он даже и не подозревал о том, что войдет в историю как создатель первого в мире тяжелого дирижабля.

Идея заняться строительством воздухоплавательных аппаратов пришла к нему в 1870 году, во время франко-прусской войны, когда он увидел, что с их помощью можно наладить снабжение окруженных войск всем необходимым. Однако он понял, что неуправляемый аэростат должен уступить место более совершенному аппарату.
Цеппелин использовал в качестве основы управляемый воздушный шар, созданный французом Анри Жиффаром в 1852 году. Целых три года он занимался проектированием дотоле невиданного аппарата и в 1873 году предложил конструкцию управляемого дирижабля аэродинамической формы, в котором мешки с водородом находились внутри жесткого каркаса, покрытого оболочкой из ткани.

Правда, немецкое военное командование долго отвергало все эти проекты как утопические. Цеппелин не уступал и в 1890 году предложил еще один проект управляемого дирижабля полужесткой конструкции, в котором единственным металлическим элементом был прочный киль, располагавшийся вдоль оси дирижабля. Но и этот проект был отклонен специальной комиссией.

Однако Цеппелин не смирился и на этот раз и, удалившись в свой родной город Фридрихсхафен, занялся постройкой дирижабля в собственном имении. Летом 1900 года поднялся в воздух первый дирижабль, который вскоре успешно пересек озеро Бодензее. Так была открыта новая эра в освоении воздушного пространства — эра дирижаблестроения.
Постепенно небольшая мастерская, основанная Цеппелином, расширялась и вскоре превратилась в крупный центр дирижаблестроения.

Цеппелин спроектировал и построил множество дирижаблей для самых различных целей. Так, один из его кораблей, названный «Ганза», совершил около 400 коммерческих перелетов, во время которых перевез более 80000 пассажиров.

Поворотным в деятельности Цеппелина стал 1908 год, когда немецкий Генеральный штаб наконец понял значение его работы и заказал ему дирижабль для военно-морского флота. Дирижабли этой конструкции широко использовались как во время Первой мировой войны, так и после нее.

Именно на их основе и был создан воздушный корабль «Норвегия», на котором совершил свой беспримерный полет к полюсу Умберто Нобиле.
Всемирная же слава пришла к Цеппелину в конце двадцатых —- начале тридцатых годов, когда по его проектам были созданы два огромных дирижабля жесткой конструкции, получившие названия «Гинденбург» и «Граф Цеппелин». Они позволили осуществить трансокеанские перелеты между Европой и Америкой, после чего германское правительство решило создать из дирижаблей целый воздушный флот. Огромная подъемная сила этих аппаратов, превышавшая двести тонн, обеспечила им широчайшее применение как для перевозки грузов и пассажиров, так и в военной области.

Проект Цеппелина был запатентован в Англии, где также было построено несколько дирижаблей аналогичных размеров для установления воздушного сообщения с Индией. Однако расширявшееся применение дирижаблей показало, что, наряду с достоинствами, они обладают и огромными недостатками, к которым прежде всего относится высокая пожароопасность из-за применявшегося в них водорода.

Надо сказать, что Цеппелин с самого начала осознал ее и предложил наполнять дирижабли гелием. Но практического воплощения эта идея не получила из-за своей дороговизны и того, что в то время еще не был изобретен турбоде-тандер, с помощью которого можно получить дешевый гелий. Только после введения в обиход аппарата, изобретенного П. Капицей, стоимость гелия упала настолько, что его стало возможно применять для воздушных шаров и дирижаблей.

Несколько крупных катастроф, которые одна за другой произошли в разных странах мира и унесли многие сотни человеческих жизней, показали, что для сверхдальних перелетов на больших высотах дирижабли непригодны.

Сегодня дирижабли конструкции Цеппелина используются для патрулирования лесов и побережья, они идеально подходят для перевозки грузов в труднодоступных местах, куда трудно доставлять топливо, а также для развлечений.