Ютландский бой

Ютландский бой (31 мая — 1 июня 1916 года) — самое крупное морское сражение в истории человечества по общему водоизмещению и огневой мощи кораблей, участвовавших в нём. На волнах Северного моря впервые столкнулись новейшие на тот момент линкоры-дредноуты, вооруженные только орудиями крупного калибра. В этой же битве произошел уникальный военный казус: пожалуй, это единственный морской бой в истории, в котором главные силы обеих сторон до последнего не подозревали, что находятся в непосредственной близости друг от друга.

К 18 мая 1916 года на море существовала следующая обстановка: английский флот осуществлял дальнюю блокаду, рассчитанную на экономическое удушение Германии. Немцы в 1916 году почти оправились после неудач и муссировали идею уравнения своих сил с английским флотом. Германский флот постоянно искал возможность выманить часть Гранд-Флита из его баз, а затем изолировать и уничтожить еще до того, как главные силы британского флота смогли бы предпринять ответные меры. Согласно этому плану, германский флот в 1916 году совершил несколько выходов к берегам Англии, обстреливая при этом английский порты. Один из таких набегов и привел к Ютландскому сражению.

Планы сторон

Германским флотом командовал адмирал Рейнхард Шеер. Он поставил перед флотом задачу: демонстративно обстрелять английский порт Сандерленд, выманить английские корабли в открытое море, навести их на свои основные силы и уничтожить. Перед выходом флота в море Шеер, опасаясь наткнуться на превосходящие силы английского флота, решил произвести разведку.


Английский флот, имея некоторые данные разведки, прежде всего перехват немецких радиопереговоров, которые велись открытым текстом, узнал день выхода германского флота в море и примерное направления движения. Получив такие сведения, адмирал Джон Рашоурт Джеллико принял решения накануне выхода вражеского флота в море развернуть английский флот в 100 милях к западу от Ютландского побережья.

Силы сторон
Германия:
16 линкоров,
6 броненосцев,
5 линейных крейсеров,
11 легких крейсеров,
61 эсминец

Великобритания:
28 линкоров,
9 линейных крейсеров,
8 броненосных крейсеров,
26 легких крейсеров,
79 эсминцев

Во время битвы четыре корабля типа König находились в авангарде немецкого флота и составляли V дивизию III боевой эскадры (SMS Markgraf был третьим кораблем в немецкой линии, находясь позади однотипных König и SMS Grosser Kurfürst, за ним следовал SMS Kronprinz). Непосредственно за ними находились линкоры VI дивизии III боевой эскадры Кайзер-типа. Далее шли корабли типа SMS Helgoland и SMS Nassau II боевой эскадры; в арьергарде были устаревшие корабли типа SMS Deutchland I боевой эскадры.

Около 16.00 часов линейные крейсеры 1-й развед. группы встретились с 1-й крейсерской эскадрой под командованием вице-адмирала Дэвида Битти. В результате артиллерийского огня был потоплен крейсер HMS Indefatigable, а полчаса спустя крейсер Queen Mary. Одновременно с этим авангард немецкого флота двигался на юг, для встречи с основными силами Флота открытого моря. В 17.30 с линкора König заметили 1-ю развед. группу и 1-ю крейсерскую эскадру. Немецкие крейсеры двигались по правому борту, в то время как британские двигались по левому. В 17.45 Шеер отдал приказ повернуть на два румба влево, чтобы приблизиться к британским крейсерам. Минутой позже был отдан приказ открыть огонь.

SMS Markgraf открыл огонь по линейному крейсеру Tiger с расстояния в 19 000 метров. Одновременно, огонь 150 мм орудий был сосредоточен на британских эсминцах, пытавшихся торпедировать немецкий флот. Markgraf обстреливал Tiger до 18.25, пока тот не вышел из зоны эффективного огня. В то же время британские линкоры HMS Warspite и HMS Valiant вели огонь по авангарду немецкого флота. В 18.10 зафиксировано первое попадание 380 мм снаряда в Markgraf. Снаряд попал в стык двух бронеплит толщиной 8 дюймов и разорвался, оставив большую дыру. Сразу после этого эсминец HMAS Moresby выпустил единственную торпеду в Markgraf с расстояния 7 300 метров, но промахнулся. Эсминец Malaya так же пускал торпеду в Markgraf в 19.05, но промахнулся из-за большой дистанции. Примерно в это же время еще два 380 мм снаряда попали в линкор, но не нанесли существенного ущерба. К этому моменту корабль уже набрал 400 тонн воды.

Около 19.00 немецкий крейсер Wiesbaden был выведен из строя британским крейсером Invincible. Контр-адмирал Пауль Бенке, командир линкора König предпринял маневр для прикрытия поврежденного крейсера. Одновременно с этим, британская 3-я и 4-я эскадра легких крейсеров начала торпедную атаку на немецкую линию. Выходя на дистанцию торпедной атаки, они подавили крейсер «Вейсбаден» огнем главного калибра. В ближний бой так же вступили устаревшие броненосцы из 1-й эскадры. Markgraf и его систершипы вели мощный огонь по британским крейсерам, но это не смогло их остановить. Markgraf вел сосредоточенный огонь одновременно из 305- и 150-мм орудий по британскому крейсеру Defence, который спустя некоторое время взорвался и затонул. Гибель крейсера обычно приписывается линкору Lützow, однако Markgraf так же внес значительный вклад в потопление.

Около 2.45 1 июня несколько британских эсминцев предприняли торпедную атаку против крайних кораблей немецкой линии. Маркграф вначале не открывал огонь, пока принадлежность атакующих кораблей не была установлена. Однако артиллеристы с Grosser Kurfürst определили суда как вражеские и открыли огонь, одновременно уворачиваясь от торпедных атак. Примеру систершипа последовал SMS Markgraf. Сосредоточенный огонь немецких линкоров вынудил британские эсминцы отступить. В 5.06 SMS Markgraf и несколько линкоров открыли огонь по предполагаемой субмарине.

Флоту открытого моря удалось прорваться незамеченным через легкие соединения британского флота не привлекая внимания основных сил и достигнуть Horns Reef в 4.00 1 июня. Дальнейший путь лежал в Вильгельмсхафен. SMS Markgraf зашел в порт, в то время как несколько других линкоров остались на рейде с целью защиты. Затем SMS Markgraf был переведен в Гамбург, где ремонтировался в плавучем доке компании AG Vulcan.

Обе стороны объявили о своей победе: Германия — в связи со значительными потерями английского флота, а Великобритания — в связи с явной неспособностью флота Германии прорвать британскую блокаду. Британский флот потерял три линейных крейсера, три броненосных крейсера и восемь эскадренных миноносцев, общий тоннаж около 114 тысяч тонн. Потери германского флота составили линейный крейсер, броненосец, четыре легких крейсера и пять эскадренных миноносцев, общий тоннаж около 60 тысяч тонн.