kstk71 (kstk71) wrote,
kstk71
kstk71

Category:

Выборгское сражение. "Трафальгар Балтики".

В 1790 году король Швеции Густав III вернулся к своему плану захвата Санкт-Петербурга — на этот раз посредством высадки морского десанта в районе Выборга. Осуществлению плана, однако, помешала неудачная для шведов атака на русский флот в Ревельском сражении 13 мая 1790 года. Повторная атака, предпринятая в начале июня близ Кронштадта, также не увенчалась успехом, после чего шведский военно-морской парусный флот и гребная флотилия переместились в Выборгский залив.

Место предстоящего сражения было намечено в первую неделю июня 1790 года. Из-за белых ночей, не позволявших действовать скрытно, а также неблагоприятных для соединённого шведского парусно-гребного флота (общей численностью до 400 судов с 3 тыс. орудий и 30 тыс., по некоторым источникам 40 тыс. матросов и солдат на борту) юго-западных ветров кораблям Густава III не удалось перейти в контролируемые Швецией финские воды — что позволило русским, в свою очередь, соединить силы военно-морского парусного флота и гребной флотилии береговой обороны.


По приказу Густава шведский флот встал на якорь между мысом Крюссерорт (Крестовый) и островом Бископсё ( Северный Берёзовый) в северной части Выборгского залива на расстоянии маршевого удара по российской столице.
Шведский военно-морской парусный флот под командованием флаг-капитана адмирала Норденшельда, находившегося в прямом подчинении у гранд-адмирала принца Карла, герцога Сёдерманландского (младшего брата Густава III) насчитывал до 16 тыс. человек личного состава и состоял из 22 линейных кораблей, 13 фрегатов и нескольких малых судов. Шхерной гребной флотилией с 14 тыс. человек матросов и солдат сухопутных войск на борту командовал флаг-капитан Георг де Фрезе, отчитывавшийся лично перед Густавом.

8 июня 1790 года русский Балтийский флот под командованием Чичагова блокировал оба морских прохода, ведущих в Выборгский залив, и стал дожидаться подхода гребной флотилии вице-адмирала принца Карла Генриха Нассау-Зигена со стороны Кронштадта. В блокаде шведского флота приняли участие основные русские силы из 50 линейных кораблей, фрегатов и малых кораблей с 2718 орудий и 21 тыс. матросов на борту, а также эскадра поддержки — 20 галер под командованием капитана Петра Слизова, 8 гребных шхерных фрегатов под командованием вице-адмирала Тимофея Козлянинова и 52 малые галеры.

Следуя приказам Чичагова, русские корабли встали линией между выходами из Бьорке-Зунда и Выборгского залива, развернувшись бортами к шведскому флоту. Между островом Ронд и Берёзовыми островами расположились четыре линейных корабля (74-пушечный флагман «Болеслав», 66-пушечный «Победослав», 66-пушечный «Ианнуарий», 64-пушечный приз «Принц Карл») под командованием капитана генерал-майорского ранга Прохора Лежнева. Между Берёзовыми островами и Бьорке-Зундом встал отряд из трёх линейных кораблей (74-пушечный флагман «Иоанн Богослов», 74-пушечный «Сысой Великий», 66-пушечная «Америка») под началом контр-адмирала Евстафия Одинцова. Группа из трёх фрегатов (44-пушечный флагман «Венус», 42-пушечный «Гремислав», 38-пушечная «Александра») и двух куттеров (28-пушечный «Летучий», 8-пушечный «Счастливый») под командованием капитана 2-го ранга, англичанина на русской службе Роберта Кроуна лавировала у острова Питкепасс (Питкопас; швед. Pitkepass, фин. Pitkäpaasi). Отряд из трёх фрегатов (46-пушечный флагман «Брячислав», 38-пушечные «Архангел Гавриил» и «Елена») под началом контр-адмирала Петра Ханыкова встал между отмелью Кюйнеми и банкой Пассалода. Группа из пяти линейных кораблей (74-пушечный флагман «Святой Пётр», 74-пушечный «Всеслав», 74-пушечный приз «Принц Густав», 66-пушечные «Не тронь меня» (командир Джеймс Тревенен) и «Пантелеймон») и 18-пушечного бомбардирского судна «Победитель» под командованием контр-адмирала Иллариона Повалишина заняла позицию у банки Репье.

Центральные силы русского флота (18 линейных кораблей — 100-пушечные «Ростислав», «Саратов», «Чесма», «Двенадцать Апостолов», «Три Иерарха», «Владимир», «Святой Николай», 74-пушечные «Иезекиль», «Царь Константин» (капитан генерал-майорского ранга Н. С. Скуратов), «Максим Исповедник», «Кир Иоанн», «Мстислав», «Святая Елена», «Болеслав», 66-пушечные «Победоносец», «Прохор», «Изяслав», «Святослав»; во второй линии стояли 10 фрегатов и катеров) под командованием Чичагова, растянувшиеся от банки Репье до острова Ронд, находились напротив главных шведских сил. Выход из Бьорке-Зунда охраняла русская гребная флотилия под началом принца Нассау-Зигена.
18 июня 1790 года шведская атака на русский галерный флот близ Тронгзунда, предпринятая по приказу Густава III двумя днями раньше, закончилась безрезультатно из-за отсутствия поддержки главных сил. Обострившийся в шведском флоте, запертом в Выборгском заливе, недостаток запасов пресной воды и продовольствия вынудил Густава к решительным действиям. 19 июня он поручил адмиралу Норденшельду разработать план прорыва блокады при первой перемене ветров, предусматривающий ложный манёвр канонерских лодок и главный удар в направлении Крюссерорта, который намеревался возглавить лично.
2 июля 1790 года, во время военного совета шведского командования, подул благоприятный для шведского флота северный ветер. На исходе дня Густав III отдал приказ начать прорыв к Крюссерорту не позднее 10 часов утра следующего дня.

В 2 часа ночи 3 июля 1790 года шведские суда начали обстрел русских береговых батарей. Одновременно шведские шлюпы под командованием подполковника Якоба Тёрнинга атаковали русскую эскадру западнее острова Васикансаари в западной части Бьёркского пролива.
Около 7 часов утра Густав III поручил Юхану аф Пюке, капитану 64-пушечного линейного корабля «Дристигхетен», возглавить прорыв русской блокады. Немедленно после этого Пюке повёл корабельный строй к западному выходу из залива по узкому фарватеру между Сальворской банкой и Крюссерортом навстречу передовым линейным кораблям заградительного отряда Повалишина «Всеслав» и «Святой Пётр».
Шведский корабельный строй состоял из флагманского корабля «Король Густав III» с герцогом Карлом на борту, шедшей в центре строя галеры «Серафимерорден» с Густавом III на борту, корабля «Манлигхетен» — близнеца «Дристигхетен», а также нескольких линейных кораблей и фрегатов, в том числе фрегата «Земира», 74-пушечного линейного корабля «Энигхетен» и трёх брандеров. Гребная флотилия прикрывала парусную группу с запада, идя параллельным курсом вдоль береговой линии.

Непосредственно перед схваткой Густав, сойдя с борта «Серафимерордена», пересел на шлюпку. По приказу Пюке вспомогательный личный состав, не участвовавший в управлении такелажем и боевых действиях, укрылся в трюмах. Через несколько минут шведский строй столкнулся со «Всеславом» и «Святым Петром». Шлюпка с Густавом III благополучно прошла под русскими ядрами. «Король Густав III» получил серьёзные повреждения; гранд-адмирал герцог Карл был ранен. Личный корабль короля «Амфион» не пострадал. В это же время шедший западнее гребной строй, состоявший из фрегатов и турум «Стирбьорн», «Нурден», «Сэллан Вэрре», «Мальмберг» и «Хьельмшерна», а также нескольких пушечных шлюпов и тендеров под командованием Тёрнинга рассёк первый ряд русского заграждения и вступил в схватку со вторым. «Стирбьорн», несмотря на ураганный обстрел, сумел прорваться через заслон, нанеся значительный урон флагманскому кораблю Повалишина «Святой Пётр» и бомбардирскому судну «Победитель».

План сражения, составленный на шведской картографической основе
В то время как основной состав обоих шведских флотов преодолевал русскую блокаду, мичман Сандельс — командир брандера «Постильон», буксируемого линейным кораблём «Энигхетен» — поджёг своё судно слишком рано. Горящий «Постильон» налетел на «Энигхетен» (из-за чего огонь с брандера перекинулся на корабль), в свою очередь врезавшийся в 40-пушечный фрегат «Земира». Оба судна взорвались, усеяв поверхность прохода множеством обломков. Взрыв нанёс серьёзные повреждения шведским кораблям, прорывавшимся через русское заграждение; клубы дыма, вставшие над заливом, резко ограничили видимость для команд и канониров обеих сторон. Тем не менее, соединения русских кораблей, блокировавшие выход из залива, вскоре были окончательно рассечены стремительным продвижением шведов. Русская блокада соединённого шведского флота в Выборгском заливе была прорвана.

Потери шведского парусного флота в Выборгском сражении составили восемь кораблей, семь из которых сели на мель из-за плохой видимости. В их числе 64-пушечный линейный корабль «Хедвиг Элизабет Шарлотта», капитан которого Йиндрик Юхан Наукхофф продолжал вести огонь по русским фрегатам даже после того, как корабль потерял подвижность; 56-пушечный линейный корабль «Финланд», потерпевший крушение на Сальворской банке; 74-пушечный линейный корабль «Ловиза Ульрика», севший на банку Пассалода (южнее банки Репье); 64-пушечный линейный корабль «Эмхетен», погибший на островках Пенсар; линейный корабль «Аурорас». Три шведских фрегата — в том числе «Ярриславиц» — погибли на банке Пассалода. Кроме того, на островках Пенсар потерпели крушение четыре корабля шведской гребной флотилии: «Эренпрёйс», «Пальмшерна», «Экеблад» и «Уппланд», сражавшиеся со вторым заградительным порядком русских судов — в частности, с кораблём «Не тронь меня». Галеры «Остергётланд», «Нордстьернеорден» и «Даларне» были захвачены при попытке прорвать блокаду, двигаясь вдоль береговой линии залива.
Общие потери, понесённые в Выборгском сражении личным составом соединённого шведского флота, оцениваются в 4, 5, 6 или 7 тыс. убитых, раненых и пленных матросов и солдат.

Потери русской стороны составили по одним источникам 117 убитых и 164 раненых, по другим — от 1 до 7 тыс. убитых, раненых и пленных. Автор фундаментального труда «История войн на море в её важнейших проявлениях с точки зрения морской тактики» немецкий военно-морской историк адмирал Альфред Штенцель заявляет также об 11 выведенных из строя русских линейных кораблях. Однако все эти цифры ставятся под сомнение.

Шведский парусный флот, уцелевший при прорыве блокады, ушёл в открытое море, после чего перегруппировался в Видшер-шхере южнее Питкепасса и направился на ремонт к морской крепости Свеаборг (Суоменлинна) близ Хельсинки. Чичагов, в целом действовавший нерешительно, не смог догнать шведов, хотя преследовал их до самого Свеаборга. На следующий день Кроун, командуя 44-пушечным «Венусом», захватил в плен 62-пушечный линейный корабль «Ретвизан».
Шхерная гребная флотилия шведов укрепилась на сильной оборонительной позиции на рейде города-крепости Роченсальм.

Тем не менее Выборгское сражение и другие военные неудачи 1788—1790 годов положили конец надеждам Швеции восстановить утраченное в войнах с Россией господство на Балтийском море.
3 августа 1790 года в финской деревне Вяряля (Верелэ) был заключён мирный договор, подтвердивший довоенные границы между Россией и Швецией.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments