Разграбление Рима вандалами

Вандалы грабили Вечный город в течение двух недель, не щадя на своём пути ничего, в ходе нападения было захвачено большое количество пленных. Византийский историк Прокопий Кесарийский сообщает: «Гизерих взял в плен Евдоксию с её дочерьми от Валентиниана, Евдокией и Плацидией и, нагрузив на корабли огромное количество золота и иных царских сокровищ, отплыл в Карфаген, забрав из дворца и медь, и все остальное. Он ограбил и храм Юпитера Капитолийского и снял с него половину крыши. Эта крыша была сделана из лучшей меди и покрыта густым слоем золота, представляя величественное и изумительное зрелище. Из кораблей, что были у Гизериха, один, который вёз статуи, говорят, погиб, со всеми же остальными вандалы вошли благополучно в гавань Карфагена».

Принято считать, что нападение вандалов произвело невиданную разруху в Риме. В годы Великой Французской революции (1789 – 1794) даже появился термин «вандализм», означающий неоправданное и бессмысленное уничтожение культурных ценностей. Современные исследователи задались вопросом, действительно ли вандалы учинили в Вечном городе столь жестокий погром? И кто нанёс больший ущерб городу и его жителям, визиготы в 410 году, или вандалы в 455?
Возможно, вандалы не были столь жестокими, просто визиготы грабили Рим в течение трёх дней, а Гейзерих с вандалами оставались в городе в течение двух недель. Исследователи, отстаивающие точку зрения, что вандалы не были такими уж «вандалами», опираются на слова историка 5 века Проспера Аквитанского, согласно которому папа Лев I (440 – 461) уговорил Гейзериха воздержаться от грабежей, насилия и убийств. С другой стороны, по словам Виктора Витенского (5 век) целые вереницы кораблей варваров вывозили из Рима пленных и сокровища. Прокопий Кесарийский (6 век, Византия) сообщает об одной сожжённой в Риме церкви. Всё это позволяет говорить о том, что не столько грабежи и погромы, сколько сам факт покорения Рима оказал такое влияние на умы современников.

После нападения вандалов в Риме царили апатия и безвластие. Разграбление Вечного города, считавшегося чем-то незыблемым, произвело на современников тягостное впечатление.