kstk71 (kstk71) wrote,
kstk71
kstk71

Categories:

Александр Андреевич Баранов

Александр Андреевич Баранов (1746(1747?)-1819) - первый главный правитель российских колоний в Америке, основатель русских поселений на Аляске и один из первых исследователей Русской Америки.

Имя земляка известно каждому культурному американцу: ведь Баранов стал не только частью истории русского освоения Дальнего Востока и Америки, но частью истории США, истории русско-американских отношений. Кандидат биологических наук, Борис Георгиевич Иванов, побывавший в 1988 году на Аляске, рассказывает: "Я сам убедился, насколько популярно на Аляске имя Баранова. Его имя носят огромный остров, река, озеро, отели, а в Ситке (бывшем Ново-Архангельске, основанном А.А.Барановым) оно видно почти всюду: улица, школа, мемориальный холм, торговая фирма, магазин - везде Баранов, Баранов, Баранов!"

В адрес Баранова было высказано немало упреков за жестокое отношение к коренному населению Северной Америки, за эксплуатацию алеутов и эскимосов. Существует масса научной литературы, посвященной истории Русской Америки. На основе тех источников, которые я сумела просмотреть, беру на себя смелость защитить Александра Андреевича от обвинений в жестокости. Легко рассуждать о жестокости, сидя в мягком кресле в теплом, уютном кабинете. Наверное, стоит попробовать поставить себя на место того человека, которого упрекаешь.

Во-первых, Баранов был человеком своего времени, с этой точки зрения нам и нужно рассматривать его деятельность. А в то время, в те годы в самой России существовали суровые крепостные порядки. Следует также помнить, что великие географические открытия повсюду сопровождались колонизацией "варварских" стран. Туземцев всюду использовали как дешевую или вовсе бесплатную рабочую силу.

Во-вторых, для чего Баранов прибыл в Северную Америку? Отдыхать? Любоваться ее красотами? Нет, хотя говорят, что Аляска очень красива. Перед Барановым стояли определенные и очень нелегкие задачи. Основными из них были организация пушного промысла и контроль за ним. Ведь именно добыча ценной пушнины (прежде всего калана) была главным стимулом колонизации русскими промышленниками Северо-Западной Америки. Русские колонии держались в основном на принудительном труде туземцев. Для добычи морских бобров (так называли русские калана) создавались байдарочные партии из алеутов, превосходных охотников, под руководством русских начальников партий - байдарщиков. Кроме того, посредством использования труда алеутов и эскимосов добывалось местное продовольствие (мясо и жир китов и других морских животных, рыба, съедобные коренья, ягоды). Не мог правитель Аляски даровать туземцам их прежней "вольности", как того требовали миссионеры, члены первой русской православной миссии, прибывшие на Аляску в 1794 году для обращения местного населения в христианскую веру, поскольку само существование русских колоний оказалось бы под большим вопросом8.

Нужно было осваивать и заселять эту суровую землю, строить крепости и корабли, заниматься огородничеством и скотоводством, развивать торговлю, вести финансы, открывать церкви и школы... Справился ли Александр Андреевич с теми задачами, которые перед ним стояли? Да, справился... "Барановский" период был наиболее блестящим в истории Русской Америки, он ознаменовался значительным расширением ее владений, торговых связей, укреплением экономического благосостояния Российско-Американской компании.

В-третьих, железная дисциплина, которую он установил в колониях, была осознанной необходимостью, потому что действовать Баранову приходилось в крайне тяжелой и сложной обстановке. Баранов не был жестоким по натуре человеком, он был жестким, волевым, суровым и требовательным начальником, но "человек иного склада и не смог бы удержать в своем повиновении ту пеструю рать из бывалых матросов, ссыльных, отчаянных и беспутных северных промышленников, которые и составляли основное население Русской Америки"

Главное правление РАК не очень-то спешило оказать поддержку колониям, поэтому они испытывали хронический недостаток в продовольствии. Самую острую нужду люди испытывали в хлебе, который, несмотря на все старания, в колониях не вызревал.

На рубеже XIX века на материке Северной Америки и у архипелага Александра русские встретились с сильным противодействием чрезвычайно воинственных индейских племен, готовых воевать без всякой причины - просто ради войны.

Кроме того, продвижение русских стало уже наталкиваться на конкуренцию английских торговцев. Последние выменивали у индейцев бобровые шкуры, снабжали индейцев ружьями и даже пушками, продавали ром и другие спиртные напитки, что было запрещено в торговле с аборигенами в Русской Америке, а также подстрекали индейцев к выступлениям против русских11. Так, в 1802 году индейцы-тлинкиты, подстрекаемые и вооруженные американскими торговцами, напали на Михайловскую крепость на острове Ситка, убили всех живших в крепости русских и алеутов, подвергнув многих из них перед смертью мучительным пыткам; разграбили компанейские склады с пушниной, сожгли крепость и строившееся судно. А ведь Баранов
обосновался на о.Ситка с разрешения индейских вождей (тойонов). Правитель настойчиво предупреждал своих помощников и всех промышленников, чтобы они соблюдали предельную деликатность по отношению к колошам (так русские называли индейцев), охраняли всемерно мир с ними, не раздражали их и не оскорбляли, ничего не брали без платы.

В-четвертых, хотя прибыль частных купеческих компаний, а затем и РАК обеспечивалась эксплуатацией коренного населения Северной Америки и простых русских промышленников, русское освоение Алеутских островов и Аляски по своему отношению к коренным жителям отличалось в лучшую сторону от крайне жестокой испанской колонизации Америки, а затем и англо-французской уже хотя бы тем, что русские никогда не стремились к геноциду (истреблению отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам), им было присуще гуманное отношение к аборигенам. Так, далекий от добрых чувств к России английский мореплаватель Джордж Ванкувер, исследовавший Тихоокеанское побережье Северной Америки в 1790-1795 годах, отмечает: "Я с чувством приятного удивления видел спокойствие и доброе согласие, в каком живут русские между самыми грубыми сыновьями природы. Покорив их под свою власть, они удерживают влияние над ними не страхом победителей, но, напротив того, приобретая любовь их благосклонным обращением... Русские находятся на весьма дружественной ноге со всеми жителями края". Вообще русские оставили о себе добрую память, именно благодаря уважению к самобытной культуре алеутов, эскимосов и индейцев, отношению к ним как к равным себе народам.

Нельзя не отметить, что торгово-промысловое освоение русскими Аляски имело и прогрессивные для своего времени черты: сравнительно демократический характер освоения, введение более передовых способов производства, земледелия, скотоводства, тенденции к развитию многоотраслевого хозяйства, а также стремление к просвещению коренного населения. Так, А.А.Баранов разработал образовательную программу для местных детей, креолов, у которых отцы были русские, а матери - из коренного населения (алеутки, индеанки, эскимоски). РАК осуществляла общее образование и подготовку мастеровых различных профессий, мореходов и судовых механиков из туземных детей и креолов. Их обучали не только на островах, но и в Охотске, Якутске, Иркутске и Санкт-Петербурге.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments