kstk71 (kstk71) wrote,
kstk71
kstk71

Category:

Флейта и барабан

Не столь пафосные, как Высокая чистая медь. Не столь выразительные, как Триумфальный хор. Пусть. Но старушка-Европа большинство великих битв и походов запомнила именно в этом сопровождении: флейта и барабан. Это не музыка триумфа. Это музыка тяжелой солдатской работы — воинская «Дубинушка», если угодно. Прошагать за день 30 миль под солнцем, и завтра еще столько же. В бою сохранять равнение, несмотря на потери. Навстречу выстрелам — 75 шагов в минуту, пока не будут видны белки глаз противника. А там — залп и в штыки. Под флейту и барабан.

Этот вид военной музыки получил распространение в Европе начиная с XV века — вместе с появлением «новой» пехоты. Ударная сила этой пехоты (швейцарцев, ландскнехтов и т. д.) состояла в построении плотной квадратной колонной. Но чтобы эта колонна могла передвигаться, солдаты должны были идти в ногу (искусство, забытое после падения Рима!). Чтобы облегчить процесс, темп стали задавать при помощи различных инструментов (барабаны, трубы, цимбалы). Постепенно в европейских армиях стандартом стали именно флейта и барабан. Дешево. Сравнительно просто. Не громоздко (если говорить о флейте).


Вершиной развития стал, наверное, XVIII век с его линейной тактикой. Сразу вспоминаются гренадеры Фридриха Великого, с непоколебимостью автоматов шагающие навстречу смерти. Впрочем, не только немцы — но и А. В. Суворов уважал такую музыку. И в самом деле, флейта и барабан помогут отмахать «три суворовских перехода» на грани сил человеческих. А более изысканные инструменты в тяжелый поход просто не возьмешь — иначе музыканты на полпути свалятся. То же и в бою.

До поры до времени флейте и барабану вообще альтернативы не было. Но познакомившись (под стенами Вены) с турецкими духовыми оркестрами, и даже захватив часть инструментов в качестве трофеев, европейцы постепенно разнообразили и свою военную музыку. В XIX веке духовой оркестр стал стандартом. Но разделение труда осталось — на отдыхе и при торжественном марше работает медь, в более утилитарной обстановке — флейта.


Впрочем, изменение тактики отняло у флейты с барабаном их самую главную, сакральную нишу. В бой перестали ходить плотными колоннами, задавать шаг под огнем неприятеля стало ни к чему. Но из каждого правила есть исключения. Если в обычных атаках музыка и в самом деле не нужна, то в «психических» без нее никуда. А такие атаки, по-разному называемые, практиковались достаточно широко. Кто-то остался без патронов и надеется только на штыки. Кто-то попал в безнадежное положение и решил устроить последний парад. А кто-то вполне здраво считает противника неустойчивым и рассчитывает, что тот разбежится при виде его стальных колонн. Когда-то ожидания оправдывались, чаще, наверное, нет. Но не было ничего лучше для подкрепления духа идущих в атаку, чем музыка — чаще всего флейта и барабан. Впрочем, сейчас американцы для психических атак используют колонки с хеви-металом.


Tags: #s3gt_translate_tooltip_mini
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment