kstk71 (kstk71) wrote,
kstk71
kstk71

Categories:

Пункт назначения Кобона, подвиг людей отстоявших Ленинград

Оригинал взят у rlptrt в Пункт назначения Кобона

Это - храм Николы Чудотворца с крестом, сделаным из хрустальных призм. Он работал бестопливным маяком.

Кобона - это маленькая деревушка на малолюном берегу Ладолжского озера. Всего 88 доров. В 1941 году она по манованию рук нескольких тысяч людей превратилась в огромный порт и не менее огромный эвакогоспитиаль. Через нее прошли сотни тысяч тонн грузов и до миллиона эвакуированных людей.

8 сентября 1941 года фашисты замкнули кольцо блокады Ленинграда. К ноябрю в городе наступил голод. Пайка хлеба составила вот такие (это настоящие) 125 грамм:

Но город нуждался еще во многих вещах: одежда, топливао, оружие и т.д.
Эвакуация жителей и предприятий, снабжение города началось еще до блокады.железнодорожным транспортом, Северо-Западным речным пароходством, авиацией. Но к ноябрю 1941 года ситуация стала критической и было принято решение проложить дорогу по льду Ладожского озера. 20го ноября отправился первый конный обоз, а 22го - первая автоколонна.

Это - карта маршруторв перевозок.

В город везли продовольствие, топливо и сырье, обратно - людей, произаеденное в городе оружие, уникальные станки. Везли в город и армейское пополнение!
Всем известно сколько работало на Дороге жизни железнодорожников, моряков, водителей, регулировщиков, санитаров и обогревателей. Изваестно и сколько сил затратили и сколько подлвигов совершили защитники Дороги: зенитчики, летчики, лыжные патрули.Но мало известно, что более 20000 человек трудились, армируя полотно дороги. Включая водолазную группу, армировавшую дорогу под водой! В результате их труда полоно дороги прослужила вопреки природе до 24 апреля 1942 года. Оно выдерживало попаданние даже тяжелых авиабомб. Но все равно лед трескался, машины проваливались. Не из-за воронок, а из-за колебаний, связанных с движением колонны. Были организованы пункты рассчета безопасной скорости по этим колебаниям, которыве измерялись такими приборами:


Потом была навигация 42 года, зимняя дорога 42-43 годов, навигация 43го. А потом - операция "Искра".

Кобона работала круглый год. На схеме в третьем фото видно, что были построены железная дорога и семь пирсов, на которые загонялись короткие составы для перегрузки:

В навигацию ходили паромы, перевозящие вагоны и паровозы, цисцерны с топливом буксировали вплавь:

Разумеется, весь флот возил и грузы и лююдей.

Зимой по льду прокладывали железнодорожную колею:


Но на этом транспорт не заканчивался. По дну Ладоги был проложен топливопровод. Трубы поставлялись Ижорским заводом. На берегу их сваривали в секции и опускали на дно. На весь 30 километровый трубопровод попалось одно подтекающее соединение. А его проверяли керосином в 35 атморсфер!
Так же по дну Ладоги был проложен высоковольтный капбель, питающий Ленинград от Волховской ГЭС:


Но самым тяжелым трудом был прием эвакуированных:

Люди были истощены, многие обморожены. Некоторые прошли по льду пешком. Но в каждом доме они находили помощь. В этом располагалась школа, ставшая госпиталем:

Сегодня в нем музей "Кобона: Дорога Жизни". Он был открыт в 1980 году, в 2010 году сгорел и восстановлен 8 сентября 2015 года.

К сожалению я не могу передать то удивительное чувство спокойной доброты, которое разлито по этому месту, не смог и сфотографировать некоторые важные моменты, показанные не на стендах, а в видеофильме музея. Например, поток голодных людей, горы ящиков, борчек, мешков на пирсах и рядом, колонны солдат пополнения, каторжный труд всех жителей этой деревушки от мала до велика.
Но подвиг их не имеет цены. Они спасли город. Есть такое мнение, что и стойкость защитников Ленинграда сыграла очень важную роль в грядущей Победе.

И да. Вопреки ложному мнению, что фюрер не захотел занимать город, а решил его заморить блокадой, факты говорят о том, что он не смог занять. Беспримерный массовый героизм как военныз, так и гражданских, их тяжкий труд и подвиг, их самотверженность не позволили фюреру сломить людей и город!

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments