5 заблуждений о Карфагене и карфагенянах

1) "Торговая" империя

Самая главная ассоциация, приходящая на ум при упоминании Карфагена- это его знаменитые торговцы, на которых и стояло могущество города. Однако это утверждение является заблуждением. Во первых, внешняя торговля приносила Карфагену не более 2% ВВП(конечно, тогда не было ребят с дипломами экономистов, но торговля не приносила таких больших доходов, о каких принято думать, что связано с чудовищной коррупцией в рядах местных чиновников ). Так на чем же кормился "Новый город". Ответ прост и банален- пунийцы, захватив плодородные земли в Африке, поработили местные ливийские общины, заставляя их работать на гигантских латифундиях(римляне даже использовали карфагенское "пособие по уходу за скотом, почвой и рабами" Магона). Именно в рабском труде тысяч ливийцев заключается блеск и величие "Нового города"

2) Торговцы-правители

Второй миф закономерно вытекает из первого. Если Карфаген был "торговым городом", то и управлять им должны богатейшие торговцы. Не спорю, члены совета ста четырех активно занимались внешней торговлей, накапливая огромные богатства. Но основным источником их доходов были именно гигантские латифундии, упоминающиеся выше. Любой карфагенянин, разбогатевший на морской торговле, стремился вложить деньги в недвижимость. Он покупал имение к югу от столицы и строил дворец. На полях его имения росли оливковые и плодовые деревья, финиковые пальмы и виноград; на лугах паслись коровы и лошади. Так, торговцы превращались в латифундистов, в степенных "помещиков". Крупные землевладельцы составили в Карфагене особую партию. Они противились дальнейшей экспансии, сторонниками которой были богатые торговцы.

3)"Пунийская нация"

Также есть распространенное заблуждение о карфагенянах, как о всех финикийцах, проживающих в Карфагене и его колониях и наделенных равными правами, возвышающимися над покоренными народами(ливийцами, сардами и т.п.) Однако при внимательном рассмотрении выяснится, что не все так просто. Дело в том, что финикийское население карфагенских владений делилось на 4 категории:
а)"сидонские мужи"- финикийцы, эмигрировавшие в Карфаген не из Тира, а из других городов Финикии. Точное содержание "сидонского права" неизвестно, однако "сидонцы" пользовались ограничением в правах, по сравнению с другими карфагенянами
б)Жители финикийских(некарфагенских) колоний- эти люди имели самоуправление в пределах своей общины, но вынуждены были платить грабительские торговые налоги в Карфаген и не имели права голоса в делах Карфагенской державы.
в) Жители карфагенских колоний- в отличие от жителей финикийских колоний, распоряжались судьбой Карфагенской державы наравне с "Новым городом".
г)"Коренные" карфагеняне- имели полные политические права в своей стране.
Как мы видим, карфагенское общество было расколото даже среди "своих", что не могло положительно сказаться на жизни державы

4) Исчезновение пунической культуры

Популярнейший миф, заключающийся в том, что пуническая культура(особенно ее письменные памятники) были стерты с лица земли после Третей Пунической войны. Конечно, разрушение "Нового города" нанесло по пунической культуре сокрушительный удар. Однако все почему-то забывают об остальных финикийских колониях по всему Западному Средиземноморью(например Эбес или Утика, добровольно подчинившиеся Риму), а ведь там тоже хранились письменные источники о жизни, быте и истории пунийцев(другое дело, что римляне "немного подправили" их). Уничтожение(а вернее сказать романизация) пунической культуры произошло не в один день, а было целенаправленным и медленным мероприятием, которое проводилось в финикийских колониях.

5) Главный миф Второй Пунической

Не совсем про Карфаген, но все таки. Это заблуждение заключается в том, что Рим вел Вторую Пуническую с Карфагеном, а Ганнибал Барка- просто талантливый и инициативный командир, развязавший войну между "Новым " и "Вечным" городами. Однако многие забывают пару тонкостей, связанных с владениями карфагенян в Иберии- главной базе Ганнибала. Иберия фактически представляла собой не владения Карфагена, а личное царство Баркидов. Они сами вершили суды, имели собственную наемную армию, чеканили свою монету и даже имели собственную столицу- Новый Карфаген, где карфагенская администрация не присутствовала вообще(в приморских городах сидели чиновники из метрополии, но они вынуждены были подчиняться Баркидам, под угрозой расправы или подкупленные ими). То есть Рим вел войну не столько с Карфагеном, сколько с его "бастардом"-Иберийским царством. Именно этим объясняется пассивность совета ста четырех в оказании помощи Ганнибалу- они боялись его больше, чем римлян, опасаясь, что он со своей "державой" поглотит "Новый город" и установит там свою тиранию.