Последнее плавание невезучей субмарины

13 октября 1960 г. произошла первая авария ядерной установки (течь парогенератора ядерной энергоустановки) на атомной подводной лодке "К-8" в море - первая большая радиационная авария в СССР. Экипаж с аварией справился, лодка самостоятельно вернулась в базу.

"К-8" (проект 627А, класс "Ноябрь" по классификации НАТО) была третьей атомной лодкой, построенной на стапелях Северодвинска. Вступила в состав ВМФ в 1960 году. Первая на атомных подводных лодках авария ядерной установки в море произошла именно на ней 13 октября 1960 года. В результате разрыва парогенератора в турбинный отсек вместе с паром второго контура вышел газ — гелий из компенсатора объема первого контура атомного реактора.

Экипаж справился с аварией, и лодка самостоятельно вернулась на базу. Однако почти у всего личного состава наблюдались первичные признаки лучевой болезни — рвота, головная боль, повышенная утомляемость, потливость, особенно ладоней и ног, плохой сон, нервозность, возбудимость, нетерпимость к окружающим.

Медики отобрали для обследования 13 человек. Их отправили в госпиталь в Полярном, где впервые в СССР спешно открыли специальное "радиационное" отделение. У некоторых моряков из этой группы впоследствии выпали волосы…

В марте 1970 г. вышла в море атомная подлодка "К-8". Менее чем через месяц она затонет в результате пожара в Бискайском заливе. Погибли 52 человека.Это была первая реальная катастрофа в советском атомном подводном флоте.

Но вернемся к аварии, после которой "К-8" затонула.
Находившаяся на боевом дежурстве в Средиземном море подводная лодка была направлена в район Северной Атлантики для участия в крупнейших за всю историю советского ВМФ учениях "Океан-70", в которых были задействованы силы всех флотов СССР. "К-8" должна была обозначить подводные силы "противника", прорывающиеся к берегам Советского Союза. Торжественно закончить учения планировалось к 100-летию со дня рождения Владимира Ленина, то есть к 22 апреля 1970 года.

Вечером 8 апреля, когда подлодка находилась севернее Азорских островов, при всплытии "К-8" со 160-метровой глубины для сеанса радиосвязи возник пожар в рубке гидроакустиков, расположенной в центральном посту АПЛ.

Одновременно огонь вспыхнул в седьмом отсеке — там загорелась регенерация. Представьте себе — два пожара сразу, причем оба очень серьезные! Через пять минут лодка всплыла. Пожар пошел по воздуховодам. Моряки самоотверженно боролись за корабль.

События развивались трагически. Прямо на боевом посту погиб весь состав первой смены главной энергетической установки. Видя, что пламя может попасть в их пост, офицеры задраили двери, зная, что выбраться наружу уже не смогут. Погибая, они успели заглушить ядерные реакторы. Так подводники ценой своих жизней сделали главное — предотвратили тепловой взрыв атомных реакторов.

Из восьмого отсека людей пытались вывести через спасательный люк. Но концентрация окиси углерода столь велика, что спасти никого не смогли. В ночь с 10 на 11 апреля в район аварии прибыли три судна гражданского морского флота СССР, но шторм помешал взять подводную лодку на буксир.

Часть личного состава лодки была переправлена на судно "Касимов", а на борту "К-8" осталось 22 человека во главе с командиром подлодки капитаном II ранга Всеволодом Бессоновым. Они продолжили бороться за за живучесть корабля. Но 12 апреля в 6 часов 13 минут в результате потери запаса плавучести и продольной остойчивости подводная лодка затонула на глубине 4680 метров в Бискайском заливе — в 490 километрах от северо-западного берега Испании…

Гибель АПЛ "К-8" стала первой крупной катастрофой в истории отечественного атомного флота. Всего в результате аварии погибли 52 члена экипажа. Правительственная комиссия по расследованию причин аварии пришла к выводу, что командир действовал правильно. Командиру подлодки Всеволоду Борисовичу Бессонову было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Погибших подводников наградили орденами Красной Звезды. Оставшиеся в живых были удостоены государственных наград. Однако всем подводникам было приказано молчать о катастрофе. Подробности аварии стали известны много позже.

В базе подводников Гремиха через несколько лет был установлен памятник ПЛА "К-8" с именами всех погибших членов экипажа подлодки. Две улицы военного городка Островной назвали именами командира Бессонова и капитана медицинской службы Арсения Соловья. Корабельный врач Арсений Соловей во время аварии отдал свой дыхательный аппарат главному старшине Юрию Ильченко, которому сделал операцию по удалению аппендицита в Норвежском море. Старшина был спасен, а вот самоотверженный врач погиб.

Стоит вспомнить и другие атомные подлодки, канувшие в бездну. Всего с 1955 по 2010 год затонуло восемь атомных субмарин: четыре советских, две российских и две американских. Все они погибли в результате различных аварий: три из-за технических неисправностей, две из-за проблем с вооружением, еще две погубили пожары. Точная причина гибели подлодки "Курск" так и осталась неизвестной.

Кстати, именно "Правда.Ру" была первым российским изданием, которое опубликовало исследование российских ученых, в котором фигурирует версия о том, что "Курск" случайно потопила чужая субмарина, возможно, американская.

Проблемы с ядерной энергетической установкой наблюдались только в одном случае — на "К-27". Они не привели к гибели корабля, но в конечном итоге стали причиной его затопления с целью утилизации. АПЛ "К-141" "Курск" в 2001 году была поднята, семь прочих затонувших атомных кораблей находятся на дне в разной степени сохранности.